Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей определены статьей 43 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002г. № 90-З «О защите прав потребителей».
В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы:
• рассматривают обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
• организовывают разъяснение законодательства и консультируют население по вопросам защиты прав потребителей;
• при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещают об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;
• направляют предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;
• при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направляют предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;
• направляют материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;
• обращаются в суд с иском о защите прав потребителя;
• осуществляют иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
Потребители праве обращаться за защитой своих прав в общественные объединения потребителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) общественное объединение потребителей обращается по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, обращается в суд с иском о защите прав потребителя, представляет и защищает в суде права и законные интересы потребителя на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного в потребителем в письменной форме.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона общественное объединение потребителей вправе давать консультацию потребителю по вопросам защиты его прав при условии наличия у работника общественного объединения потребителей, реализующего указанные права этого общественного объединения, свидетельства об аттестации. При этом общественное объединение потребителей оказывает помощь потребителю в восстановлении его нарушенных прав потребителей, в том числе обращается в суд с иском о защите прав потребителя, представляет и защищает в суде права и законные интересы потребителя безвозмездно.